пятница, 21 мая 2010 г.

Hovik Skole


Пришел из школы. Грустное зрелище. Я собой сейчас представляю. Еще два часа назад я думал, что смогу простить норвежцам все: чистые улицы, красивые дома, вежливых улыбчивых граждан, заботливых полицейских, Гольфстрим и многое другое. К этому я был готов. Но дети! Зачем же впутывать сюда детей?! Но так получилось, что детей впутали по-полной, и мне сейчас хочется просто завыть. Я бы так и сделал, но, боюсь, не поймут меня здесь. Или, наоборот, поймут? Их тут не разберешь. Должны понять, должны.


С сожалением должен сообщить, что меня сейчас переполняет жалость. Жалость к себе, к нашим школьникам, к людям, населяющим нашу страну, наконец. Плохое чувство. Не хочу, чтобы это состояние повторилось. Но оно, скорее всего, и не повторится — оно просто не пройдет.

Можно заставить евреев залезть в Газенваген, можно заставить солдат ходить строем, можно заставить людей спеть хором, можно сделать так, чтобы они как один, голосовали за одну партию. Но как заставить детей (от пяти до, скажем, пятнадцати) исполнить двухчасовую программу для Российской Делегации с веселым воодушевлением, а после еще и бегать вокруг нас, желая сфотографироваться и поговорить с Петей и Друзьями? Представляю сейчас, как это происходит в нашей школе. Нет, вообще-то, не получается. Если ничего не изменилось, а все, если верить Валерии Гай Германике,  осталось как было, то нашу школу норвежские дети обошли бы стороной, через Берген.


Hovik Skole — обычная общеобразовательная школа. Тут учатся стандартные норвежские дети. У них стандартный детский рост, мозг, желания. У них есть стандартные норвежские учителя, которые тоже иногда (сам видел) ведут себя как дети. У них есть обычный школьный директор. Его, как выяснилось, любят.

Читая Братьев Стругатских, я представлял себе описанное ими будущее. Мечтал о том, что когда-нибудь люди станут относиться друг к другу так, как Румата Эсторский, Корней, Максим Камерер и другие. Думал, что мои внуки, возможно, доживут до того первого сентября, когда учителя впервые захотят понять детей, разобравшись в их психологии, и помочь осознать величину и сложность мира, в котором им предстоит жить.  А не просто заставят запомнить Постоянную Планка, выучить «Изгиб Гитары Желтой» и пятнадцать раз подтянуться. Моим мечтам грош цена. Все это давно существует в Норвегии, в средней Hovik Skole. И я начал подозревать, что так не только здесь.

 Могу констатировать, что сегодня с нами произошло самое хорошее событие за время всего нашего пребывания в Осло. Думаю, мое мнение разделят все МКПНовцы. Если бы не моя боязнь прослыть банальным писакой, я бы употребил вместо слова «хорошее» слово «прекрасное», но я этого не делаю. В школе учили быть скромным.

Простите за длинное вступление.

А было так. Вышли мы из автобуса, и пошли. В Норвегии очень тонко соткана транспортная сеть: проехать можно куда угодно без пробок, но правила жесткие. Наш автобус вплотную к школе не подъезжает. По дороге (идти минут пять) нам попадаются веселые школьники. Их немного, они идут домой. Машем друг другу, улыбаемся, движемся дальше.

У входа нам раздают входные билетики. Видно, что сделали их без всякого пафоса, просто с ними удобнее, чтобы не было путаницы с местами, и все быстрее расселись. Билетики — это бумажки формата, наверное, А-8,  трогательно заламинированные прозрачным скотчем, на которых маркером написаны ряды и места. Представляю, как корпел над ними ихний Завуч. Само здание школы по качеству архитектуры и материалов дает фору Рублевскому Лакшари Виладж. Напоминаю: школа обычная.


Дальше идем в зал. Фото прилагаются. Вот на этом месте я уже тихонько плАчу. Зал безупречен. Очень современная архитектура, очень удобно и уютно. Техническое оснащение позволяет, наверное, проводить в нем Евровижн, жаль, все не поместятся — зал небольшой. Все очень стильно и красиво. Декораций никаких — все оформление — свет. Черный пол сцены, нейтральный задник, белые одежды. Очень по-взрослому.

Слева направо. Один ведущий — он же музыкант. Играет на клавишах. Помогает ему басист. У него бас-гитара. Это местные корифеи. Учителя. Далее детский оркестр (человек шесть) с руководителем. Инструменты: скрипки, виолончели и что-то еще. Этим детям по тринадцать – пятнадцать лет. Так мне показалось. Школа, подчеркиваю, не музыкальная. Обычная школа, обычная.

Начинается представление, состоящее из нескольких различных по стилю сцен. Сперва бесшумно (как в Большом?) поднимается задник, за которым  две сотни детей возраста от и до. Они поют песню по-английски, похожую мелодикой на «Детство-детство, ты куда летишь?», но с классной хореографией, и яркими эмоциями. Мне больше всех запомнился самый маленький мальчик в подтяжках. Он помнил не все слова, но мимика его компенсировала все. Прямо Жак Брель. Не меньше.

Дети играют классические отрывки, выполняют акробатические номера, поют, играют на музыкальных инструментах,  и везде нормально так лажают. И их за это никто не ругает!!! Они забывают слова — им подсказывают, они играют не в той тональности — их останавливают, и просят начать сначала, они путают теплое с мягким— им показывают как согреть мягкое и как помять теплое. Зал аплодирует после каждого микро-триумфа. Кто-то из детей, заметив во время своего выступления знакомого в зале, машет ему рукой. И при этом получается очень крутой концерт! Не уверен, что Евровидение мне понравится больше.

Здесь из детей не пытаются сделать взрослых. Здесь знают, что это произойдет само собой. Здесь помнят, что ребенок не дотягивает до взрослого: он не может валить лес, голосовать за премьера и ненавидеть коммунистов. Он может либо радоваться жизни, либо нет. Сегодня мне довелось порадоваться вместе с ними.

Ласт намбером была песня «Куда-то делся, ну и слава Богу» (Lost & Forgotten) в исполнении детского хора Hovik Skole и МКПН. Дети не подвели. МКПН тоже. Потом Петя и Друзья спели Рашн Козаг Сонг: «Нот фо ми». По-моему, там все офигели.

В заключение на сцену вышел директор. Его моджо позавидовал бы сам Остин Пауэрс. Он в стиле Джима Керри в фильме «Маска» распорядился вручением цветов руководителям коллективов, поздравил каждого с успехом, заверил нас, что Hovik Skole будет голосовать за Россию, и, повернувшись к детям, пообещал, что завтра все они получат бесплатное мороженное! У меня нет ни каких сомнений, что именно эти дети свое мороженное получат. Потом, когда объявляли тех, кто руководил этим праздником жизни, ведущий, явно иронизируя, выходил на бис и кланялся, изображая типичную рок-звезду. Все поржали.


Вернувшись в Осло, я отправился в свой номер грустить, и делать заметки, чтобы, в итоге, донести события сегодняшнего дня до вас. Вечеринку Белорусской Сборной в Евроклубе я благополучно пропустил. Уверен, если белорусы прочтут этот пост, они простят меня за все.
Я все.

28 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Такой концерт специально для вас -- это очень круто и очень приятно. Молодцы норвежцы и их дети.
    Взволнованно и растроганно слегка написано, очень хорошо, да.

    ОтветитьУдалить
  3. Зато, только в наших "спартанских" школах растут такие одаренные дети как Петя, Вы...и еще пол страны. А сытость и пресыщенность развращает.

    ОтветитьУдалить
  4. Удивительным образом МАрхИ притягивает к себе интересных людей, зачастую даже без архитектурных способностей. Преподаю там с 2004 года, но до сих пор не понял, как оно это делает.И зачем. Уверен, там где учились сотрудники Снохетты, музыкантов нет.

    P.S Петю я считаю неплохим архитектором.

    ОтветитьУдалить
  5. Ты что, собака, стихами не мог ответить?!?

    ОтветитьУдалить
  6. Сытость не развращает, а пресытиться можно и нищетой.

    ОтветитьУдалить
  7. Стихами не могу пока. Пока не могу.

    ОтветитьУдалить
  8. Объясните мне, плиз, русская делегация -- это музыканты и журналисты, таскающиеся за ними? Или ещё кто-то?

    В этой школе концерт устроили только для вас, или туда водят делегации других стран? Если только для вас, то почему? В смысле, круто, конечно, но почему только для русских?

    ОтветитьУдалить
  9. Самое страшное, что в наших школах не только детям плохо. Учителям тоже. Получается такая тюрьма на 10 лет с озлобленными надзирателями.
    Но исключения есть, знаю точно

    ОтветитьУдалить
  10. Как грустно Вы написали... Но, учитывая количество людей, которые считают сериал "Школа" чушью и чернухой, всё же верю, что не во всех школах у нас плохо.
    А вообще здорово, что в Норвегии показуха такая мягкая, ненавязчивая и не унижающая детей.

    ОтветитьУдалить
  11. Как хорошо написано! А у нас тоже школы бывают разные. Нет, про общую несколько "тюремную" направленность нашего образования это вы совершенно верно написали. Но бывают и в этом царстве тьмы светлые лучики. Их много. И именно этих учителей помнят всю жизнь. А еще очень много зависит от родителей. Нельзя потакать школе, если есть серьезные разногласия.
    А вообще я вами согласна. У меня дочка в первом классе, для меня все это очень важно сейчас...

    ОтветитьУдалить
  12. как трогательно!
    Однако все закономерно - из других (не наших) детей вырастают другие (не наши) взрослые. Порочный круг...

    ОтветитьУдалить
  13. Знаете, описано всё, действительно, очень трогательно и живо, но унылые рассуждения о том, как "там" всё круто, а "тут" говном поросло, надоели ещё с тех пор, как пал железный занавес.

    Относится к комментам, сам пост на эти размышления меня почему-то не навёл.
    Извините, если что.

    ОтветитьУдалить
  14. Цыпочка, да никто не говорит, что ТАМ рай земной, а у нас жопа. У нас в соседней школе такие концерты забабахивают, евровидение отдыхает...
    Но, педулища есть только у нас.

    ОтветитьУдалить
  15. Педулища... Надо же. Слово с неочевидной этимологией. Я сначала предположила худшее и очень удивилась -- чего это только у нас? Потом разобралась, да. Прекрасное слово.

    ОтветитьУдалить
  16. Цыпочка, традиционно хорошо там, где нас нет)))

    ОтветитьУдалить
  17. ох, залапом прочитала все посты,
    стихами тоже пока не могу,
    интересно жутко, и вы уж пожалуйста грузинскую вечеринку не пропускайте, потому что если от этого поста слало заслужено грустно за наши с вами школы, то после грузинофф-парти планирую надуться от гордости за нашего мужчину в Осло

    ОтветитьУдалить
  18. Вот Артём. Что я тебе скажу. Сейчас.

    Восхищение чистыми улицами, красивыми домами, Гольфстримом и многое другое я тебе прощал. К этому я был готов. Но дети! Зачем же впутывать сюда детей?! Но так получилось, что детей ты впутали по полной, и мне сейчас хочется просто завыть.

    Что ты знаешь о гимназиях Москвы? Что ты знаешь о захолустных школах Норвегии? Откуда такой надрыв? Что ты знаешь об оборотной стороне увиденных тобой достоинств принципа образования "good try!"? Если считывать интонацию, не улавливая смысла, то может показаться, будто агроном пишет об оскорбительно высокой высокой урожайности бахчевых в Туркмении по сравнению с его родной Мурманской областью. Мол, я и так, и сяк, и удобрения, и лампой светил ночь напролёт, пчёлок в кулачке приносил на опыление, а получилась пресная хуйня с детский кулачок размером. А у них на ровном месте всё хрустит и лопается, приторным соком всё вокруг забрызгивает.

    Ты увидел детей и преподавателей, которым довелось принимать участие в реально интересном и масштабном по их меркам событии. Они вели себя живее и заинтересованнее, чем наши дети ведут себя на утренниках Единой России. Это неудивительно - их реально прёт то, что происходит. Ты увидел не скованных, уверенных в себе преподавателей, которые не выглядели заёбанными и излишне строгими. Это тоже не удивительно - у них не 25 человек в классе, а десять (?) и получают они за это не $200, а 20000$.

    Я учился в нашей отечественной школе - и готов наспор посоревноваться в Общей и Партикулярной Пиздатости с любым ровесником, выпускником столь несравненной Норвежской школы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЗП учителей (из первых уст знаю) - 30000-35000 NOK. Помножь на 5 рублей. 150 тысяч...хм не так уж и много. В Москве можно в месяц заработать столько. Жила. Знаю. Только в Москве все выходит дешевле, чем в Норвегии.

      Например, я здесь, в Олесунне, плачу(умножаем на 5руб):

      1 л. молока - 14 крон
      0,5 кг сыра - 80 кр
      0,2 кг майонеза - 30 кр
      1 кг сахара - 17 кр
      200 г свеклы - 15 кр

      а пачка сигарет средней паршивости, напр., "West"(стабильно в них 18 штук) стоит 84 кр

      Удалить
    2. Зарплата учителей в России в среднем не превышает 10 000руб. Мне не совсем ясно, как они выживают. В Москве дела получше, но даже до 50 000 не доходит. В России, не зависимо от того, сколько стоит свекла в Олесунне, учителя нищие.

      Удалить
  19. по-моему, в России были такие школы..в советское время. Такие возникли ассоциации.. Я в книжках читала! Что же делать?! возникает вопрос..
    Привозите сюда норвежские секреты хорошей жизни! Пошаговые инструкции..

    ОтветитьУдалить
  20. ульшин! Я хочу за вас замуж!

    Пользуясь случаем... Хотя, наверно, не стоит.

    ОтветитьУдалить
  21. "В этой школе концерт устроили только для вас, или туда водят делегации других стран? Если только для вас, то почему? В смысле, круто, конечно, но почему только для русских?"

    Каждой делегации выделили одну норвежскую школу. Нам досталась эта.

    ОтветитьУдалить
  22. Мне кажется, ругать что-нибудь отечественное - добрая традиция. И фильм этот дурацкий и нечестный. У нас все более криво со стороны государства, но учителя от этого не хуже и дети не бездарнее.
    В Москве много хороших школ и есть очень хорошие. Я училась в трех московских школах и одной сибирской, и нигде у меня не было ощущения, что в России плохо со средним образованием. Разве что с финансовой точки зрения.

    ОтветитьУдалить
  23. Это всё презумпция вменённого счастья. Все должны улыбаться и махать ручками - а иначе жизнь считается не сложившейся.

    Если школьник идёт удручённый, значит, школа - хуйня; видишь школьника весёлого, раскованного - ищи поблизости самую лучшую школу в мире.


    Как говорил Савва Игнатич в Покровских Воротах,- "Жизнь, она не для радости, а для совести..."

    ОтветитьУдалить
  24. Я живу в Норвегии с августа 2011. Олесунн. Мой сын ходит в 9 класс. К рождеству для родителей учениками было подготовлено рождественское шоу. Сначала муж не хотел идти, но придя на концерт, остался доволен. Это было похоже на настоящий концерт, освещение, костюмы (дети сами шили в школе), постановка. Это словами не передать. Когда дошла очередь до класса моего сына, я тихо плакала от счастья. За 8 лет российской школы, я ни разу не видела сына таким настоящим, радостным от того, что он делает, раскрепощенным, а главное уверенным в себе! По описанию наш концерт очень схож к описанию автора этого поста.

    Пишу, сказать, что такой прием не показуха для норвегов - это такая жизнь у них. Настоящая, спокойная, размеренная.

    За пол года, прожитые здесь, я стала чувствовать себя так спокойно, легко, непринужденно. А еще, здесь не надо ни перед кем выпендриваться. Шмотки, безделушки, супер-машины... Никому не интересно. Норвеги скромные в этом плане, доходы, как правило не афишируют. Жизнь в Норвегии - это сказка!

    Учительница одна в нашей школе - русскоговорящая. Работала в России, затем в Литве, теперь здесь. Мы много беседовали с ней. Она счастлива была попасть в такое место - норвежскую школу. "Здесь нет ни зависти, ни скандалов. Я никогда не слышала, чтобы кто-то кого-то критиковал и осуждал. Я забыла, что такое сплетни. Я работаю в благоприятной атмосфере. И мне не хочется вспоминать о скверных, завистливых, друг друга ненавидящих педагогов наших стран", - говорила она мне. Я понимаю ее. Хорошо понимаю, о чем она говорит.

    Мне очень жаль, что плохая ситуация с этим в России. Жаль детей, познающих зло, и в детских садах, и в школах от педагогов, получающих мизерную ЗП и звереющих от безвыходности (не все, конечно). В России это не исправить! Я не верю!

    Простите, если кого, чем обидела высказыванием. Sorry! Be happy!

    ОтветитьУдалить
  25. спустя 4 года пост вылезает через поиск, в двухкликовой доступности. бьорндален, наверное, наконец-то счастлив за свою страну и ни за кого не хочет замуж.

    ОтветитьУдалить