среда, 4 июля 2018 г.

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

“Меня упрекали во всем, окромя погоды,
     и сам я грозил себе часто суровой мздой.
     Но скоро, как говорят, я сниму погоны
     и стану просто одной звездой...”


Иосиф Бродский.


В последнее время я стал замечать, что те общие фундаментальные жизненные принципы, которые складывались годами в среде моего общения (и, разумеется, сильно повлияли на моё мировоззрение), успешно сложившись, постепенно перестают служить этическими, эстетическими и функциональными маркерами, ориентируясь на которые мы (друзья, родственники, хорошие знакомые и френды) могли бы друг друга понять и, как завещал Александр Родионович Бородач, простить.

То есть принципы мы сооружали совместно, а табачок теперь врозь. Так вот. Я не хотел бы, и не сумел бы разобраться в коренных причинах этого разногласия, но по верхам пройтись смогу. Тем более, что это разногласие (намёк на которое я дал выше) – установленный факт, и я хочу его (разногласие) разрешить не ковыряясь в грязном белье былых недоразумений обугленной палкой справедливого недоумения, если вы понимаете, о чём я.

Вселенная непротиворечива. Я исхожу из этого постулата астрофизиков и квантовых механиков, и не вижу причин его пересматривать. Но, коль скоро, противоречия возникают всё чаще, а их возникновение воспринимается всё болезненней, рискну предположить, что со Вселенной по-прежнему всё ОК, но что-то не так с нами. Возник какой-то информационный пробел, появление которого мы не заметили, и который теперь способен обернуться пропастью между нашими умами, кои и до этого не смели похвастаться безусловной прочностью переброшенных между ними мостов.

И поскольку личное дело каждого – это личное дело каждого, я решил сделать вот что. Я подумал, что для начала (прежде, чем всё понять) я сам должен раскрыть карты, причём сразу все и сразу перед всеми. Я не жду и, конечно, не хочу, чтобы кто-то подумал, будто теперь будет обязан раскрыть свои карты и передо мной. Нет. Прошу каждого, кто читает этот текст, тридцать шесть раз подумать прежде, чем погружать мой многострадальный ум в пучину чуждых мне переживаний. Если у вас будет возможность избавить меня от этого, пожалуйста, избавьте. К сожалению, у меня такой возможности нет.

В журнале “Эсквайр” есть рубрика “Правила жизни”. Для простоты я решил представить себя героем этой рубрики и рассказать всем, кто я такой, что думаю о себе, о других людях, о взаимоотношениях между всеми нами и миром, в котором мы столь кратко представлены. Надеюсь, что изложенное ниже облегчит вам общение со мной (вплоть до его полного прекращения), а также позволит избежать тех неприятных противоречий, к которым столь неприязненно относится Вселенная. Ограничусь тезисами, чтобы дать вам возможность сэкономить время, а себе стимул быть максимально точным в формулировках. Для начала – сами правила.

Глава первая.
Общие данные или скучные, но необходимые, юридические подробности.
  1. Каждый человек имеет врождённое право считать любое мировоззрение своим собственным, а также считать своё собственное мировоззрение чьим-то ещё.
  2. Каждый человек имеет врождённое право уважать или не уважать чужое мировоззрение, как и самого ретранслятора (либо же автора) этого мировоззрения.
  3. Каждый человек имеет врождённое право столкнуть своё мировоззрение с чьим-то ещё в дискуссии, обнаружив в этом необходимость, дабы укрепить свои позиции, либо же потерять их.  
  4. Каждый человек имеет врождённое право избавить себя от общения с тем, кто не уважает его самого или то, что он считает своим мировоззрением.
  5. Никакого общепринятого мировоззрения не существует.

Глава вторая.
Про ожидания и кто кому что должен.
  1. Как говорил Брюс Ли (а я с ним полностью согласен) – “Я появился на свет не для того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания”. Ожидания всегда остаются на совести ожидающего. Тот, от кого чего-то ждут, не несёт никакой ответственности за ожидания вторых и тем более третьих лиц.
  2. От рождения человек никому ничего не должен. Понятие долга возникает в процессе жизни, и управляется законами трёх видов. Первый – писанные законы. Второе – гласные договорённости и третье – негласные договорённости.
  3. При этом негласные договорённости (общественный договор, культурные императивы, нравственные догмы и проч.) действуют лишь до тех пор, пока не перестают действовать. Никаких механизмов контроля их обязательного соблюдения не существует. Как только они нарушаются (в случае, если согласие сторон не достигнуто, и такие договорённости полностью не расторгнуты) они требуют формализации в качестве гласных либо писаных законов.
  4. Никто не вправе гласно требовать ни от кого исполнения негласных правил. Ибо требовать исполнения негласных правил (договорённостей) можно лишь негласно.

Глава третья.
Право каждого на сокрытие личной информации, ложь и одиночество.
  1. Каждый человек имеет врождённое право быть одиноким или же вступить с кем-то в тот или иной союз согласно собственному мировоззрению.
  2. Любой выбор (быть одиноким, либо же в союзе с кем-то) является следствием личного мировоззрения и подпадает под действие главы первой настоящего сообщения, а именно пунктов 2, 3, 4.
  3. Каждый человек имеет врождённое право на сокрытие любой информации. Её раскрытие обязательно лишь в зоне действия писаных законов, либо гласных договорённостей. Негласно, то есть по умолчанию, все тайны человека принадлежат только ему и не могут быть востребованы вторыми, и тем более третьими лицами.
  4. Никто не имеет права (согласно иллюстрации данной Набоковым в повести “Приглашение на казнь”) требовать от человека быть прозрачным для общества.
  5. Все люди лгут.
  6. Каждый человек имеет врождённое право лгать ровно столько, сколько ему заблагорассудится.
  7. Человека можно уличить во лжи, но нельзя его в ней обвинить, ибо судья всегда будет столь же виновен, сколь и обвиняемый.
  8. Ложь может стать причиной потери уважения со всеми вытекающими из пункта 2 главы один последствиями, но не более того.

Глава четвёртая.
Свобода и творчество.
  1. Каждый человек имеет врождённое право на творчество и связанную с ним абсолютную свободу согласно своему мировоззрению и вплоть до потери всяческого уважения согласно главе первой настоящего сообщения.
  2. Каждый человек имеет врождённое право выбирать свой собственный творческий метод, и нести за этот выбор ответственность согласно всему, что изложено выше.
  3. Никто не имеет права требовать от человека отказа от его творческого метода.

Глава пятая.
Споры, дискуссии и склоки.
  1. Спор – это столкновение мировоззрений. Дискуссия – обмен знаниями. Склока – стремление унизить оппонента всеми доступными и недоступными способами, выказав таким образом своё к нему неуважение.
  2. Каждый человек имеет врождённое право любить, жаждать и устраивать склоки по любому поводу. А также превращать по своему усмотрению и умению любую дискуссию и спор в склоку.
  3. Каждый человек имеет врождённое право безосновательно считать, что в склоках рождается истина. И столь же безосновательно требовать от оппонентов признания их поражения.
  4. Каждый человек имеет врождённое право внезапно и без объяснения причин прекратить участие в склоке.

Глава шестая.
Достоверность предоставляемой информации и качество рассказов.
  1. Каждый человек имеет врождённое право искажать любую информацию по своему усмотрению, если он не связан должностными инструкциями (писаными законами либо гласными договорённостями) и согласно своему мировоззрению.
  2. Каждый человек имеет врождённое право, опираясь на сухие факты, рассказывать неинтересные скучные истории и оправдывать их появление на свет достоверностью описываемых событий.
  3. Каждый человек имеет врождённое право признать любую историю скучной и неинтересной.
  4. Каждый человек имеет врождённое право пренебрежительно отнестись к любой скучной неинтересной истории вплоть до полного невнимания к словам её рассказчика.

Глава седьмая.
Советы и рекомендации.
  1. Советы не дают, – их просят. Поэтому любой человек, дающий совет по собственному почину, не вправе рассчитывать на то, что к его совету прислушаются.
  2. Любой человек, попросивший совета, не обязан ему следовать вплоть до потери всяческого уважения со стороны советчика.
  3. Любой человек, настойчиво добивающийся следования его собственным советам, признаётся занудой, приравниваясь к рассказчику неинтересных историй и подпадает под действие пунктов 3 и 4 главы шесть настоящего сообщения.

Рассказ про то, как я отношусь к ключевым вопросам современной псевдофилософии буду публиковать небольшими кусками, чтобы никого не утомлять и в первую очередь себя. 
to be continued...

Комментариев нет:

Отправить комментарий