“Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой...”
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой...”
Иосиф Бродский.
В последнее время я стал замечать, что те общие фундаментальные жизненные
принципы, которые складывались годами в среде моего общения (и, разумеется,
сильно повлияли на моё мировоззрение), успешно сложившись, постепенно перестают
служить этическими, эстетическими и функциональными маркерами, ориентируясь на
которые мы (друзья, родственники, хорошие знакомые и френды) могли бы друг
друга понять и, как завещал Александр Родионович Бородач, простить.
То есть принципы мы сооружали совместно, а табачок теперь врозь. Так вот. Я
не хотел бы, и не сумел бы разобраться в коренных причинах этого разногласия,
но по верхам пройтись смогу. Тем более, что это разногласие (намёк на которое я
дал выше) – установленный факт, и я хочу его (разногласие) разрешить не ковыряясь
в грязном белье былых недоразумений обугленной палкой справедливого недоумения,
если вы понимаете, о чём я.
Вселенная непротиворечива. Я исхожу из этого постулата астрофизиков и
квантовых механиков, и не вижу причин его пересматривать. Но, коль скоро,
противоречия возникают всё чаще, а их возникновение воспринимается всё
болезненней, рискну предположить, что со Вселенной по-прежнему всё ОК, но
что-то не так с нами. Возник какой-то информационный пробел, появление которого
мы не заметили, и который теперь способен обернуться пропастью между нашими
умами, кои и до этого не смели похвастаться безусловной прочностью
переброшенных между ними мостов.
И поскольку личное дело каждого – это личное дело каждого, я решил сделать
вот что. Я подумал, что для начала (прежде, чем всё понять) я сам должен
раскрыть карты, причём сразу все и сразу перед всеми. Я не жду и, конечно, не
хочу, чтобы кто-то подумал, будто теперь будет обязан раскрыть свои карты и
передо мной. Нет. Прошу каждого, кто читает этот текст, тридцать шесть раз
подумать прежде, чем погружать мой многострадальный ум в пучину чуждых мне
переживаний. Если у вас будет возможность избавить меня от этого, пожалуйста,
избавьте. К сожалению, у меня такой возможности нет.
В журнале “Эсквайр” есть рубрика “Правила жизни”. Для простоты я решил
представить себя героем этой рубрики и рассказать всем, кто я такой, что думаю
о себе, о других людях, о взаимоотношениях между всеми нами и миром, в
котором мы столь кратко представлены. Надеюсь, что изложенное ниже облегчит вам
общение со мной (вплоть до его полного прекращения), а также позволит избежать
тех неприятных противоречий, к которым столь неприязненно относится Вселенная.
Ограничусь тезисами, чтобы дать вам возможность сэкономить время, а себе стимул
быть максимально точным в формулировках. Для начала – сами правила.
Глава первая.
Общие данные или скучные, но необходимые, юридические подробности.
- Каждый
человек имеет врождённое право считать любое мировоззрение своим
собственным, а также считать своё собственное мировоззрение чьим-то ещё.
- Каждый
человек имеет врождённое право уважать или не уважать чужое мировоззрение,
как и самого ретранслятора (либо же автора) этого мировоззрения.
- Каждый
человек имеет врождённое право столкнуть своё мировоззрение с чьим-то ещё
в дискуссии, обнаружив в этом необходимость, дабы укрепить свои позиции,
либо же потерять их.
- Каждый
человек имеет врождённое право избавить себя от общения с тем, кто не
уважает его самого или то, что он считает своим мировоззрением.
- Никакого
общепринятого мировоззрения не существует.
Глава вторая.
Про ожидания и кто кому что должен.
- Как
говорил Брюс Ли (а я с ним полностью согласен) – “Я появился на свет не
для того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания”. Ожидания всегда остаются на
совести ожидающего. Тот, от кого чего-то ждут, не несёт никакой
ответственности за ожидания вторых и тем более третьих лиц.
- От
рождения человек никому ничего не должен. Понятие долга возникает в
процессе жизни, и управляется законами трёх видов. Первый – писанные
законы. Второе – гласные договорённости и третье – негласные
договорённости.
- При
этом негласные договорённости (общественный договор, культурные
императивы, нравственные догмы и проч.) действуют лишь до тех пор, пока не
перестают действовать. Никаких механизмов контроля их обязательного
соблюдения не существует. Как только они нарушаются (в случае, если
согласие сторон не достигнуто, и такие договорённости полностью не
расторгнуты) они требуют формализации в качестве гласных либо писаных
законов.
- Никто
не вправе гласно требовать ни от кого исполнения негласных правил. Ибо
требовать исполнения негласных правил (договорённостей) можно лишь
негласно.
Глава третья.
Право каждого на сокрытие личной информации, ложь и одиночество.
- Каждый
человек имеет врождённое право быть одиноким или же вступить с кем-то в
тот или иной союз согласно собственному мировоззрению.
- Любой
выбор (быть одиноким, либо же в союзе с кем-то) является следствием
личного мировоззрения и подпадает под действие главы первой настоящего
сообщения, а именно пунктов 2, 3, 4.
- Каждый
человек имеет врождённое право на сокрытие любой информации. Её раскрытие обязательно
лишь в зоне действия писаных законов, либо гласных договорённостей.
Негласно, то есть по умолчанию, все тайны человека принадлежат только ему
и не могут быть востребованы вторыми, и тем более третьими лицами.
- Никто
не имеет права (согласно иллюстрации данной Набоковым в повести
“Приглашение на казнь”) требовать от человека быть прозрачным для
общества.
- Все
люди лгут.
- Каждый
человек имеет врождённое право лгать ровно столько, сколько ему
заблагорассудится.
- Человека
можно уличить во лжи, но нельзя его в ней обвинить, ибо судья всегда будет
столь же виновен, сколь и обвиняемый.
- Ложь
может стать причиной потери уважения со всеми вытекающими из пункта 2
главы один последствиями, но не более того.
Глава четвёртая.
Свобода и творчество.
- Каждый человек
имеет врождённое право на творчество и связанную с ним абсолютную свободу
согласно своему мировоззрению и вплоть до потери всяческого уважения
согласно главе первой настоящего сообщения.
- Каждый
человек имеет врождённое право выбирать свой собственный творческий метод,
и нести за этот выбор ответственность согласно всему, что изложено выше.
- Никто
не имеет права требовать от человека отказа от его творческого метода.
Глава пятая.
Споры, дискуссии и склоки.
- Спор –
это столкновение мировоззрений. Дискуссия – обмен знаниями. Склока –
стремление унизить оппонента всеми доступными и недоступными способами,
выказав таким образом своё к нему неуважение.
- Каждый
человек имеет врождённое право любить, жаждать и устраивать склоки по
любому поводу. А также превращать по своему усмотрению и умению любую
дискуссию и спор в склоку.
- Каждый
человек имеет врождённое право безосновательно считать, что в склоках
рождается истина. И столь же безосновательно требовать от оппонентов
признания их поражения.
- Каждый
человек имеет врождённое право внезапно и без объяснения причин прекратить
участие в склоке.
Глава шестая.
Достоверность предоставляемой информации и качество рассказов.
- Каждый
человек имеет врождённое право искажать любую информацию по своему
усмотрению, если он не связан должностными инструкциями (писаными законами
либо гласными договорённостями) и согласно своему мировоззрению.
- Каждый
человек имеет врождённое право, опираясь на сухие факты, рассказывать
неинтересные скучные истории и оправдывать их появление на свет
достоверностью описываемых событий.
- Каждый
человек имеет врождённое право признать любую историю скучной и
неинтересной.
- Каждый
человек имеет врождённое право пренебрежительно отнестись к любой скучной неинтересной
истории вплоть до полного невнимания к словам её рассказчика.
Глава седьмая.
Советы и рекомендации.
- Советы
не дают, – их просят. Поэтому любой человек, дающий совет по собственному
почину, не вправе рассчитывать на то, что к его совету прислушаются.
- Любой
человек, попросивший совета, не обязан ему следовать вплоть до потери
всяческого уважения со стороны советчика.
- Любой
человек, настойчиво добивающийся следования его собственным советам,
признаётся занудой, приравниваясь к рассказчику неинтересных историй и
подпадает под действие пунктов 3 и 4 главы шесть настоящего сообщения.
Рассказ про то, как я отношусь к ключевым вопросам современной псевдофилософии буду публиковать небольшими кусками, чтобы никого не утомлять и в первую очередь себя.
to be continued...
to be continued...
Комментариев нет:
Отправить комментарий