четверг, 10 ноября 2011 г.

Страна Учёных Советов или Империя наносит ответный удар.

Все мы живём в удивительное время, причём, уже очень давно. Многие поколения наших предков находили современную им Россию либо в точке революционного перелома, либо в процессе переходного периода, либо в состоянии глубокого застоя. Теперь все три этих положения с присущей нашему обществу иронией принято считать составляющими процесса «поднятия России с колен». Правда, мне вот тут подсказывают, чтобы я не отвлекался и сразу переходил к делу. Что же, я не отвлекаюсь и сразу перехожу к делу!

Сотрудники Дрезненской ткацко-прядильной фабрики уже более ста лет утверждают, что всё связано, и кто я такой, чтобы спорить. Словом, в нашем Мире действительно всё связано, и происходящее на Олимпе неизбежно влияет на жизнь обитателей Восточно-Европейской равнины, коими являются и прихожане Московского Архитектурного института – Государственной Академии в скобках.

Этот московский ВУЗ славен тем, что ежегодно вручает дипломы архитекторов талантливым музыкантам, режиссёрам и прочим деятелям культуры включая и самих архитекторов, а ещё там есть фонтан. Много лет это чудо гидротехнической мысли является как-бы символом архитектурного образования в России – должно, по идее, струиться и сверкать, но тупо не работает. Впрочем, дело тут, конечно, не в фонтане.

Ни для кого не секрет, что с Кремлёвского Олимпа уже который год нисходящие потоки ветра доносят лишь бодрую музыку, громкие слова и сладкий умиротворяющий запах разложения. Видимо, именно этот запах так повлиял на умы и настроения жителей Равнины, что теперь всё в них разумное доброе и, к слову сказать, вечное празднует труса лишь только встретит тупую серость, наглую посредственность или нечеловеческое, даже какое-то инопланетное, лицемерие.

Сегодня в МАрхИ многие в прошлом честные и порядочные люди неожиданно для самих себя обнаруживают склонность ко лжи и перестают смотреть в глаза. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: круговая порука – штука серьёзная. В нашей стране она гораздо сильнее, чем угроза чести и достоинству, а в отдельных случаях оказывается намного серьёзнее уголовного кодекса.

Впрочем, желание отвести взгляд, как правило, выявляет в толпе приспособленцев человека совестливого, человека, которому за его бесчестные действия стыдно. И если оценивать происходящее исходя из этого, то выходит, что не так всё и плохо, ведь в МАрхИ хороших людей много. Их теперь легко узнать по тому, какое внимание в разговоре с вами они уделяют разглядыванию пола. В связи с этим я очень рад, что и сейчас могу отнести к разряду хороших людей и господина Некрасова, и господина Бгашева. Правда, теперь мне будет трудно считать их людьми порядочными, впрочем, не только их и не только мне. А происходит вот что.

В МАрхИ столкнулись две силы. Точнее, одна сила, и одно ещё непонятно что. Это самое «непонятно что» можно было бы назвать разумом, но разум должен бы побеждать, а здесь ситуация обратная.

Несколько лет назад Оскар Мамлеев, будучи избранным на должность заведующего кафедрой Промышленной Архитектуры, решил, что не так уж плохо, если хорошими архитекторами в России будут становиться не вопреки полученному в МАрхИ образованию, а благодаря ему. Для этого он пригласил на работу практикующих специалистов по сути являющихся заказчиками того продукта, который производит Архитектурная Академия. Он позвал на работу руководителей известных архитектурных бюро Москвы, дав каждому большую свободу в плане методики преподавания и постановки учебных задач. Он сформировал новый здравомыслящий ГАК пригласив для участия в нём также архитекторов из Германии и Норвегии. Он добился увеличения числа учебных групп на кафедре в связи с нахлынувшим вдруг потоком студентов. Он создал условия, при которых учиться и преподавать на ПРОМе стало не только интересно, но и в известной степени престижно.

Конечно, здесь не обошлось без помощи нового ректора МАрхИ Дмитрия Олеговича Швидковского, который, как это видится лично мне, вполне разделяет взгляды Мамлеева на проблемы архитектурного образования. Словом, всё шло как нельзя лучше, но тут в тёмных таинственных недрах МАрхИ щёлкнуло какое-то специально предусмотренное на такой вот случай реле, и ситуация резко изменилась.

Чаша чьего именно терпения переполнилась сказать сложно. Скорее всего, тут было всё сразу: и явная растущая в ущерб другим популярность ПРОМа, и нелюбимая многими прямота самого Мамлеева, и затянувшееся следствие по финансовым делам МАрхИ, и усталость Ильи Георгиевича Лежавы от допросов, и снятие бывшего ректора Александра Петровича Кудрявцева с поста Президента МАрхИ по требованию Министерства в связи с теми же финансовыми делами. Да и внутри Кафедры Промышленной Архитектуры к этому моменту не было уже прежнего единения и согласия, что и послужило катализатором всех дальнейших процессов. Словом, с этого всё началось, и я постараюсь объяснить почему.

У меня есть друг, который в молодости украл машину и сел за это в тюрьму. Хватил он, что называется, по-полной: сибирский лесоповал стал для него домом на много лет. Но прошли годы, он «откинулся», вырос, поумнел, получил высшее образование, стал уважаемым человеком и моим другом, наконец. Сейчас ему за пятьдесят и он вспоминает время своего тюремного заключения, как лучшие годы жизни. Нет, он не забыл, что такое тюрьма, просто это было время, когда он был молод и полон светлых надежд. Но, как вы понимаете, одно дело – вспоминать молодость, а совсем другое – пытаться её вернуть, снова украв машину в пятьдесят. Знаю, аналогия грубовата, но суть, наверное, ясна.

В общем, так называемые старожилы Кафедры вдруг обнаружив своё бессилие перед лицом уже было наступившего будущего, остро захотели вернуться на сорок лет назад и не нашли для этого лучшего способа, чем выдвинуть на должность заведующего Кафедрой Александра Алексеевича Хрусталёва, таким образом ещё и давая ему возможность хоть как-то себя проявить. Эта группировка, лидером которой является вовсе не Хрусталёв, считает, что Мамлеев своими действиями лишает их самого ценного, что у них есть: четырёх букв – ПРОМ! Ведь Оскар Раульевич не вмешивается в дела мастерских и не следит, чтобы все студенты проектировали исключительно промышленные объекты, опираясь на безнадёжно устаревшую и даже несуществующую ныне их типологию.

К примеру, Всеволод Олегович Кулиш на «не только значимом, но и этапном» заседании Кафедры заявил, что Мамлеев развалил ПРОМ, и что продолжение его политики ведёт к полному уничтожению промышленной специфики в архитектуре в рекордный трёхлетний срок! Чтобы утвердить значимость промышленной архитектуры он привёл в пример Роджерса и Фостера, перенёсших промышленную тематику даже в общественную сферу! Евгений Асс на это успел заметить, что ни Роджерс, ни Фостер, кажется, ПРОМ не оканчивали, однако именно их проекты многие студенты безуспешно перерисовывают до сих пор.

Словом, трёхчасовой диспут был странен и совершенно бесплоден. Машина времени – Хрусталёв рассказал о своей программе, которая включает возврат к тотальному контролю над действиями всех руководителей групп, исключение из курсового проектирования объектов, не подпадающих под категорию промышленных и изгнание с Кафедры архитекторов-непромовцев. Новый ГАК тоже обещает быть ретроспективным. Никаких Плоткиных, Ассов, Айхнеров, Ярмунд, Тютчевых, Чельцовых, Григорянов, Лызловых, Черниховых и т.п. там, разумеется, не будет. Там будут великолепные специалисты, строившие когда-то промышленные гиганты страны Советов и ещё помнящие вкус хлеба за восемнадцать копеек! О студентах и непосредственно образовании, конечно, ни слова, ибо речь шла, скорее, о каких-то личных обидах, нежели о профессиональных проблемах.

С другой стороны, чего ещё можно ожидать от людей, когда сам Премьер-министр в сопровождении Президента жнёт кукурузу, опираясь на всенародную поддержку и понимание. Маховик времени начал раскручиваться в обратную сторону и господин Хрусталёв здесь, в общем-то, не при чём. Мне даже его немного жаль, ведь чтобы пройти Учёный Совет ему – неплохому, в принципе, человеку – пришлось перейти на тёмную сторону Силы и сблизиться с Первым Проректором МАрхИ господином Шубенковым – ставленником упомянутого мной в связи с финансовыми проблемами МАрхИ А.П. Кудрявцева. И если конфликт внутри Кафедры можно считать делом вполне демократическим, то ситуация с обращением честных и порядочных людей за помощью к местному Дарту Вейдеру, видится мне ужасающей. И пускай ПРОМ не утвердил кандидатуру Хрусталёва, Учёный Совет сумел доказать неправоту Кафедры, и «Империя», в итоге, нанесла-таки ответный удар.

Голосование было, разумеется, тайным, но. Практически единогласно было принято решение о снятии Мамлеева с должности заведующего Кафедрой ПРОМ. Такого поворота событий не ожидал даже ректор, и теперь, видимо, ему следует опасаться и за своё место, ведь все так называемые «друзья» опустив глаза и не поддержав Мамлеева доказали свою симпатию и верность кому-то другому, но не ему.

Конечно, «под Хрусталёвым» на ПРОМе работать станет невозможно. По крайней мере, я могу сказать это про себя. Было бы совсем неплохо, появись возможность создания новой прогрессивной кафедры в МАрхИ для продолжения намеченной Мамлеевым образовательной политики, но принимая во внимание грядущие перевыборы ректора и опять же Учёный Совет, шансов, мягко говоря, немного.

В любом случае, Оскар Мамлеев создал великолепный прецедент и своими действиями приобщил к Проблеме МАрхИ всё мыслящее архитектурное сообщество Москвы. Благодаря этому, я уверен, произошедшее не останется без положительных последствий. Что же до самого МАрхИ, то у него есть выбор: стать в полной мере европейским ВУЗом позволив талантливым энергичным людям почти бесплатно (зарплата 3000 рублей в месяц) заниматься своим преподавательским делом или же продолжать спокойно догнивать в руках уставших от реальности обиженных стариков, мечтающих вернуть то время, когда они были молоды, сильны и полны светлых планов на будущее.

Так или иначе, я уверен, что на МАрхИ свет не сошёлся клином, и если нам не дадут работать в этом ВУЗе, то придётся найти новую площадку для осуществления задуманного. И если в моём распоряжении не будет больше одиозного фонтана и известных четырёх букв, то я, по крайней мере, буду всегда иметь возможность открыто смотреть в глаза собеседникам, зная, что мне нечего стыдиться. И пусть никого (особенно студентов) не смущает наша кажущаяся пассивность. Всё это оттого, что Джедаи никогда и никому не мстят, предпочитая просто заниматься Своим Делом.

А ещё помните, что всем думающим и сомневающимся людям всегда сложно оперативно объединиться под теми или иными знамёнами в силу всё той же способности сомневаться и думать. Поэтому так часто к власти (и не только в России) приходят уверенные в своей правоте «серые штурмовики» которые ничего не представляют собой как личности и способны ощущать свою значимость лишь находясь среди таких же унылых посредственностей, как и они сами. Словом, надейтесь на лучшее, сомневайтесь, думайте и не забывайте чистить зубы два раза в день!

На этом я, пожалуй, всё, и да пребудет с нами Сила! Аминь.

6.11.2011г.

Артём Черников старший преподаватель МАрхИ, Кафедра ПРОМ.

135 комментариев:

  1. грустно и противно от происходящего. надо было попробовать подключить студентов, но чего уже говорить. после секса трусами не машут(

    ОтветитьУдалить
  2. Нда... собственно мне как студенту, к тому же студенту который платит за образование, хочется потребовать моральной компенсации и скидки на услуги института

    ОтветитьУдалить
  3. Сочувствую, Артем( Уже много лет прошло после моей работы на вузовских кафедрах, а ни чего не меняется, все тот же "серпентарий" и много подводных течений.

    ОтветитьУдалить
  4. Артем! Это очень всё грустно. И вы, как настоящие джедаи-преподаватели, конечно, можете молчать. А студентам-то что делать? Я, например, не вижу вообще смысла оставаться в институте, если уйдет мой преподаватель, Асс, Григорян, Лызлов и т.п. Что тут делать тогда вообще? Рисовать волнистыми линиями огромные технопарки?
    Нет, нужно как-то озвучить свое мнение.
    ************
    Маша Волкова

    ОтветитьУдалить
  5. С вашего позволения, опубликовал на marhi.com

    ОтветитьУдалить
  6. Я извиняюсь конечно. Можете 3 прямыми предложениями сформулировать что за дела? А то что-то намешано много сравнений и иносказаний. Я через это сути не увидел. А то получается что смысл понимают только участники событий.

    ОтветитьУдалить
  7. Как же далеко простираются лапы господина Кудрявцева,
    Тот же почерк и с музеем архитектуры,
    и тот же итог

    ОтветитьУдалить
  8. Маша, ты не переживай) джедаи они на то на то и джедаи, чтобы подованов не бросать

    Петухов Антон

    ОтветитьУдалить
  9. РАЗУМ на светлой стороне силы, но чтобы он заработал, его надо донести до общества. А пока общество не в курсе проблем, темные люди, скрытно, делают тёмные дела. Предлагаю ПЕРЕПОСТ.

    ОтветитьУдалить
  10. Наконец-то события происходящие в институте получили огласку. Происходящее закономерно и отвратительно.
    Ожидаю, что это получит широкую огласку и поддержку студентов.
    Уровень образования в МАрхИ близок к ПТУ. На кафедрах творится полный бардак, программа морально устарела. Половину преподавателей проектирования следует уволить, остальных отправить на пенсию.
    Пром в существовавшем виде, было единственное ценное в этом институте.

    ОтветитьУдалить
  11. Любой ПЕРЕПОСТ приветствуется.

    ОтветитьУдалить
  12. Думаю пора просыпаться студентам и высказывать свое мнение, а не трепетать от недовольства за шторкой, далеко и отстраненно от приходящего. Можно взять к примеру Болонь, где студенты устраивают масовые забастовки и акции в стенах университета. Роптать и кричать, не в кулуарах, а непосредственно в лицо "Темой Силе". Пора студенческому сообществу уже заявлять о своих правах более активно и более красноречиво.
    А если не будет общности и открыто высказанной позиции, европейского вуза в любом случае не будет. Потому как в основе европейского вуза - общность, знающая свои права и умееющая их отстаивать, а не иминитые преподаватели.

    ОтветитьУдалить
  13. То что происходит в МАРХИ, близко с ситуацией в Арх. академии Екатеринбурга. Когда студенты знают о развитии современной архитектуры больше чем преподаватели, сложно оставаться спокойным. Но, как ни странно, это ситуация никого не сподвигает к действиям. И делать в таких случаях тоже не понятно что. Что может сделать студент?
    сказать, что преподаватель-дурак? Тогда у него будут серьезные проблемы.
    В Москве хоть есть большое количество значимых практикующих архитекторов, которые готовы заниматься благотворительной преподавательской деятельностью. В Екатеринбурге же таких крайне мало. И такие единичные случаи консультируют ничуть ли весь архитектурный факультет. А умные талантливые студенты стараются уехать по скорее и по дальше от матушки России.

    ОтветитьУдалить
  14. Господа студенты! Пора переводить дискуссионное поле по поводу МАРХИшного беспредела с этой странички:
    1. на широкое обсуждение в популярные социальные сети
    2. устроить демонстрацию возле этого фонтана
    3. в конструктивное русло - писать открытое письмо Медведеву

    С уважением, архитектор, нуждающийся в профессиональных сотрудниках

    ОтветитьУдалить
  15. Я был бы рад, если на этой страничке тоже что-нибудь останется.

    ОтветитьУдалить
  16. в Вологде тоже самое только власть передается по наследству. и все гниет, студентов набирают любых лишь бы платили

    ОтветитьУдалить
  17. Уверена, такая ситуация практически во всех ВУЗах, не только в архитектурных.

    ОтветитьУдалить
  18. работа Оскара Мамлеева совместно с творческой и по истине прогрессивной работой преподавателей - ПЕРЕДОВИКОВ кафедры показала, что современное восприятие архитектуры и дальнейшее ее развитие во взаимодействии с инновационными методами, как методиками проектирования, так и методиками объяснения теории. Хотя я зря употребил прошедшее время, она показывает, что Россия может заявлять о себе, в том числе и архитектурному сообществу, не боясь того, "что нас не поймут"! Главное, Учителя (именно учителя, так как преподаватель только преппподает, а учитель учит, наставляя, делясь опытом и передавая свои знания новичкам, приумножая их умах, оставляя при этом последователей) не вешайте нос! ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО! Так как пока есть Вы - есть опыт, есть пример для подражания, есть стремления. С уважением и приклонением перед Вами студент-архитектор!
    и еще добавлю капельку.... новое всегда побеждает старое, не уничтожая его, так как само из старого произросло, но на то оно и старое, что бы дать дорогу новому. поэтому все, что новое уже сделано, делается и будет делаться УЧИТЕЛЯМИ - ПЕРЕДОВИКАМИ только будет приумножаться, в умах тех, кто внимал и принимал в добрую почву знания. МНОГО уже было показано, и от этого никуда не деться, как бы этого кто не хотел.....

    ОтветитьУдалить
  19. Алена Динабургская11 ноября 2011 г. в 20:06

    Артем! Очень хорошо написано, симпатично и с юмором, как всегда. А если по сути, меня СМУЩАЕТ вот это: "И пусть никого (особенно студентов) не смущает наша кажущаяся пассивность. Всё это оттого, что Джедаи никогда и никому не мстят, предпочитая просто заниматься Своим Делом." Заниматься своим делом- это очень хорошо и правильно, и Джедаи молодцы. Но...Вы же догадываетесь (вернее, знаете, по тексту видно), что поле выжжено везде и места для приложения Светлых Сил уже не остается."ОНИ" наступают.Кто виноват мы знаем, ДЕЛАТЬ ЧТО? Это я не спрашиваю, просто всем надо подумать. И МАРХИ тоже.( только не это : "3. в конструктивное русло - писать открытое письмо Медведеву")
    P.S. Перепост сделаю обязательно.

    ОтветитьУдалить
  20. Даааа, дожились, это не дело, ладно что никакой материальной базы в институте, никаких мастерских и т.д., так еще и людей, пытающихся внести что-то новое и интересное, безобразно и нагло свергают.
    Стоимость обучения равна стоимости хороших иностранных архитектурных вузов, к сожалению про прогрессивность и качество это сказать трудно. Слава Богу что есть еще хорошие преподаватели, дарующие студентам любовь к архитектуре и привносящие новизну и изюминку в процесс проектирования, побольше бы таких. Надо будет, пойдем на оборону мархи!

    ОтветитьУдалить
  21. А как вы поймёте, что пора идти на оборону?

    ОтветитьУдалить
  22. а на кафедре ПРОМа теперь обязательно будет умение играть в бадминтон?

    ОтветитьУдалить
  23. Хотела перепостить в ЖЖ,но не знаю как, не нахожу кнопки

    ОтветитьУдалить
  24. skolko slov.... a po fakty kak vsegda.. bydy silno ydivlena, esli delo poidet dalshe postov u perepostov... u chesaniya yazikom.

    A pro zatronytoe obrazovanie v Evrope: delo ni v kakix ni v soobshestvax stydentov u td, a v nalichii konkyrenzii megdy vyzami u kak sledstvie borbe za stydentov.(ot kolichestva stydentov zavisit finansirovanie, a kolichestvo stydentov zavisit ot adekvatnosti, sovremennosti u kachestva obrazovaniya, vot u polychaetsya chto vyz boretsya za stydentov)Poka marhi net konkyrenty v Moskve on bydet gnit u degradirovat.

    Proshy prosheniya za klaviatyry.
    Vipyskniza marhi, stydentka v evrope.

    ОтветитьУдалить
  25. Получается, что никак.
    Но можно просто копи-пэйстом и ссылку на блог.
    Разве нет?

    ОтветитьУдалить
  26. "Poka marhi net konkyrenty v Moskve on bydet gnit u degradirovat". -- совершенно верно.

    ОтветитьУдалить
  27. "а на кафедре ПРОМа теперь обязательно будет умение играть в бадминтон?" -- уже полируем воланы!

    ОтветитьУдалить
  28. Про ситуацию в МАрхИ хотел я написать стихи. Что зря студенты так тихи, что много в преподах трухи, что все изгадили верхи, короче, и т.д. Но кроме всякой чепухи, про то, что виноват Бархин, что смысла нет взывать к глухим, что порох держится сухим, не лезет в голову, хи-хи, ничто, никто, нигде...

    ОтветитьУдалить
  29. Очень много боли и слов. Мы искренне вам сочувствуем и желаем не терять надежды и веры в дело.
    Чтобы не мусолить и не быть голословными предлагаем открыть новый институт:
    Moscow School of Architecture & Design

    Для него все есть: программа и преподаватели есть, студенты найдутся, место тоже можно найти - Флаконы, Артплеи или даже Политех)))

    вопрос финансов решаемый - его нужно посчитать - платное обучение и привлечь инвестиции - а для лучших студентов можно делать конкурсы и гранты на бесплатное образование

    Диплом станет со временем совершенно нормальным - как Британка и со временем Стрелка

    Безусловно будут подводные камни и сложности - но это нормально и не повод к бездействию и унынию по поводу текущих дел.

    Давайте же сделаем!

    Настя Вишневская (Грищенко)

    ОтветитьУдалить
  30. Думаем на эту тему.
    Спасибо, Настя. И всем остальным, конечно.
    Продолжайте, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  31. Скопировала в ЖЖ. Печальная история.

    ОтветитьУдалить
  32. Похоже ситуация с архитектурными ВУЗами в России близка к трагедии в её нынешнем положении. В Новосибирской архитектурно-художественной академии дела ничуть не лучше. Плюс ко всему- новый образовательный стандарт, косвенно адаптированный к нашим условиям обучения архитектора, дизайнера. А в существующем виде обучать уже невозможно. Морально устаревшие требования вызывают у студентов одно стойкое желание: поскорее получить диплом и забыть про академию как страшный сон, а у некоторых даже отторжение к профессии появляется. Так же нельзя! Удручает что в МАРХИ все тоже печально. Казалось бы Москва(!), а все то же. Будем следить за происходящим и стараться менять то, что в наших силах.

    ОтветитьУдалить
  33. "Никаких Плоткиных, Ассов, Айхнеров, Ярмунд, Тютчевых, Чельцовых, Григорянов, Лызловых, Черниховых и т.п. там, разумеется, не будет. Там будут великолепные специалисты, строившие когда-то промышленные гиганты страны Советов и ещё помнящие вкус хлеба за восемнадцать копеек!" Оч. хорошо, а вышеназванные господа знают промышленную архитектуру? Маленькие бюро, больше времени уделяют тусовке и самопиару, чем собственно работе, промку практически не делали, а надо бы

    ОтветитьУдалить
  34. Вообще такой разухабистый тон поста заставляет сомневаться в уровне преподавателей данной кафедры, а в особенности сторонников г-на Мамлеева. Реакция адекватных людей будет скорее отрицательной, нежели положительной

    ОтветитьУдалить
  35. пардон-пардон, а по теме? без перехода на личности, что всегда говорит о слабости концепции?)

    ОтветитьУдалить
  36. Я сплю спокойно, когда снова узнаю, что в Интернете кто-то оказался неправ. А что касается перехода на личности, то прошу простить меня. Я, видит бог, не знал, что сифилис -- имеет личное отношение к кому-нибудь из моих читателей. Ещё раз, прошу прощения.

    ОтветитьУдалить
  37. Да в интернете-то Бог с ним, только вот ссылку разместил у себя в fb Проект Россия, который себя вроде как всегда позиционировал как серьезное издание, да и вопросы обсуждаются вроде как серьезные и, не побоюсь этого слова, академические. Поэтому пардон еще раз, если эта площадка не для дискуссий))

    ОтветитьУдалить
  38. Конечно, прощаю. И потом, мне кажется, что за все возникшие неудобства (в таком случае) следует спрашивать fb Проект-Россиия, который будучи серьезным изданием, вдруг публикует то, что написал я.

    ОтветитьУдалить
  39. Мне видится, что "хороши" и те, и другие.
    Честно говоря, меня несколько удивляет принцип обучения на специализации (пром, жос, и т.д. градо-чуть отдельная тема). Понятно, есть специфика проектирования, но все идет от головы. И надо обучать людей тому, не как строить что-то под какую-то конкретную типологию, а прививать механизм анализа, постановки вопроса, и-главное- уметь решать выявленные проблемы и поставленные задачи. Но, замечу, что некоторые из "молодых преподователей" порой действуют не как преподователи, а как люди, стреящие удовлетворить свои амбиции. М.б. это недостаток опыта, но он больно бъет по учащимся. Это мое личное мнение,я его никому не навязываю. Тем не менее, в большей степени, конечно, поддержу Вас, Артем.
    Про "площадку для дискуссий". Мархи не надо превращать в ГД. Спасибо. Кстати, если интересно, можете обратить внимания на действия студентов Гнесинки.
    Скажу то, о чем многие до меня говорили: архитектурное образование в том виде, в котором оно существует у нас, тянет нас же в большей степени назад.

    ОтветитьУдалить
  40. Хочется добавить следующее - всегда в МАрхИ на одну группу приходилось три преподавателя. Профессор, второй преподаватель и ассистент, ну это все знают не хуже меня. Система работала достаточно качественно. Тон задает профессор, однако ничто не мешает второму преподавателю вести свою линию. Проблема часто в том, что нынешние "практики" банально не вытягивают объем работы либо сводят его к чисто субъективистскому подходу, а этого маловато. Вполне можно оставить старую профессуру, а молодым отдать основной объем, это реализуемо. Другое дело, что такие вот "дискуссии" а-ля желтая пресса в принципе никогда не были характерны для МАрхИ, поэтому надо как-то стараться держать марку, что ли....

    ОтветитьУдалить
  41. Артем, скажите" а теперь ваша зарплата выше 3 000?

    Полина

    ОтветитьУдалить
  42. 1. "в МАрхИ на одну группу приходилось три преподавателя" -- это не совсем так. Расчет таков: на одного преподавателя - шесть студентов. Т.е. если в мастерской 6 студентов, то преподаватель 1, если 12, то 2, если 18, то...
    2. "Система работала достаточно качественно" - До цирроза моя печень тоже работала достаточно качественно!
    3. "Тон задает профессор, однако ничто не мешает второму преподавателю вести свою линию" - Это правда, но речь вообще не об этом.
    4. "Проблема часто в том, что нынешние "практики" банально не вытягивают объем работы либо сводят его к чисто субъективистскому подходу, а этого маловато". Вот здесь нужны конкретные фамилии. Обещаю принять меры!
    5. "Вполне можно оставить старую профессуру, а молодым отдать основной объем, это реализуемо". - Давайте так и сделаем. Какой механизм реализации этого вы предлагаете? "Старая профессура" уже, кажется, высказала своё мнение -- она себя оставила. Что дальше?
    6. "Другое дело, что такие вот "дискуссии" а-ля желтая пресса в принципе никогда не были характерны для МАрхИ" -- Совершенно верно. Все беды оттого, что дискуссии были нехарактерны для МАрхИ. Дискуссии вообще не характерны для нашего государства. Даже такие "жёлтые", как эта.
    7. "поэтому надо как-то стараться держать марку, что ли" - "Что, простите? Жалобы на эрекцию? Ну, дружочек, нужно брать себя в руки! Нужно держать марку! Вы все же в доме престарелых! И здесь так не принято!"

    ОтветитьУдалить
  43. "Артем, скажите" а теперь ваша зарплата выше 3 000?

    Полина"

    Теперь - это после того, как я сел на шпинатовую диету?

    ОтветитьУдалить
  44. Ну насчет фамилий, мер и прочего - я не думаю, что это нужно обсуждать именно с вами. Это внутренние проблемы отдельно взятой кафедры, безусловно, и, как правило, они решаются самими архитекторами для каждого конкретного случая отдельно, для каждой группы отдельно. Всегда можно найти консенсус, и, собственно, вся история архитектурного тому пример. Речь как раз о том, что в данном случае, насколько я понимаю, "молодежь" общего языка не нашла и искать не хочет, а вот такие заливистые трели как-то наводят на мысль, что позиция некрепка. Архитектуре учить сложно, и речь-то именно о том, что почему бы не остаться всей "молодежи"? Или все демонстративно свалят? Печально и жаль школы, так как вот именно такие внутренние распри в итоге вообще могут убить серьезное образование. Останутся Стрелки и иже с ними, где профессионалами вообще не пахнет. Кстати, западные школы я знаю оччень хорошо, и держатся они, как ни странно, на штатных преподавателях, а вовсе не на системе приглашенных звезд.

    ОтветитьУдалить
  45. Артем, я дико извиняюсь, но тогда хочу спросить: зачем вам там работать???это ж такие копейки!!! Неужели ,такой человек как вы( я сейчас не льщу) не сможет устроиться в более достойное вас место?
    Полина

    ОтветитьУдалить
  46. Мамлееву недавно исполнилось 60, Ассу 68, Тютчевой - секрет! Поздравим нашу молодёж!

    ОтветитьУдалить
  47. "Артем, я дико извиняюсь, но тогда хочу спросить: зачем вам там работать???это ж такие копейки!!! Неужели ,такой человек как вы( я сейчас не льщу) не сможет устроиться в более достойное вас место?
    Полина"

    Дело в том, что я, как и большинство моих коллег, зарабатываю на жизнь архитектурой, а не преподаванием. Дачка, тачка, все дела...

    ОтветитьУдалить
  48. Да? А с чего тогда на шпинатовой диете??? или с "дачкой, тачкой" тоже напряжно?
    Полина

    ОтветитьУдалить
  49. Я имел в виду похудение. Ну, в шутку. Листья молодого шпината, которые я очень люблю с беконом и яйцами, довольно дороги.

    ОтветитьУдалить
  50. Ну раз так, то хочу вам пожелать жить проще!!!))) проблемы теперь везде и во всем, а жизнь одна!!)))Тем более зачем переживать, если вы все равно ничего сделать не можете...
    Полина

    ОтветитьУдалить
  51. Еще секундочку вашего внимания)) а что, все такие суперзвезды, что по трое никак не уживутся?) Каждому обязательно отдельную группу? Бархин, Бархин и Мовчан прекрасно работали вместе; Бархин, Некрасов и Ходнев - тоже как-то ладили, а все мощные ребята, ну и так далее в историю, Барщ там с Синявским, Душкин и прочие. А тут что, никак-никак) Или если власть не своя, никто работать не станет?

    ОтветитьУдалить
  52. Ну а в целом действительно не переживайте, образуется все потихоньку. Слава богу, вообще хоть кто-то преподает и еще копья ломает...

    ОтветитьУдалить
  53. "Ну раз так, то хочу вам пожелать жить проще!!!))) проблемы теперь везде и во всем, а жизнь одна!!)))Тем более зачем переживать, если вы все равно ничего сделать не можете...
    Полина"

    1. Как известно, живём мы всё же дважды.
    2. Моя бабушка как-то сказала мне: "Артём, ну зачем тебе ехать в Москву, всё равно же никуда не поступишь. Только деньги зря потратишь!" Стоит ли говорить, что я её не послушал?

    ОтветитьУдалить
  54. Я не понимаю: а Лызловых всяких уже попросили освободить помещение? Или они сами уйдут, потому что не хотят под Хрусталёвым работать? Или даже не уйдут совсем?
    На моей памяти, кстати, бывали ситуации, когда человек отлично что-нибудь проектировал, ходил на все (хорошо - практически все) занятия, его хвалили и целовали, а на просмотре ставили 5-6 под предлогом "кафедра не любит такую архитектуру". При Мамлееве. И, знаете, это я не к тому, что ребёночка обидели, а к тому, что были свои пиписьки, которыми мерились, своя необъективность (ну там, сказать "такая архитектура - плохая, идиотские планировки, уродский фасад, всё хреново") и свои тараканы.
    Или заваливали отличников - с первого дня отличников, - потому что конфликт был между преподавателями и членами комиссии.
    И это я всё в тому, что для меня, как для студента когдатошнего, важна была объективность, умение находить подход к студентам, обучать, заинтересовывать и т.п. А не чтобы меня учили роскошно именно тому, что я могу посмотреть во всех журналах, передачах, на всех выставках и так далее по списку. То есть, если будут учить этому - ничего плохого нет, замечательно и великолепно было бы, только на мой взгляд, обучение должно быть объективным, а не каждый учит тому, что сам делает, и на что у него заказ. И не важно, кто рулит кафедрой, если у людей хватает гордости свои личные - а это практически личные конфликты - вымещать на других, тем более - на тех, кто вообще-то пришёл образование хорошенькое получать, а не в игры старших играть.
    И вообще, почему бы не провести переворот на кафедре конструкций за одно, где преподаватели за голову хватаются, когда не видят сетки колонн 6х6? Придумать-то крутотень, если дано, можно и с хреновым преподом. А было бы недурно, если б были люди, адекватно рассказывающие, как это сделать.

    ОтветитьУдалить
  55. И тем не менее хочу добавить следующее - хотя в настоящее время я от МАрхИ, увы, далеко, и от драгоценной Москвы тоже, но отношение у меня все равно к институту нежное - если этот пост написан с одобрения г-на Мамлеева, это не говорит в его пользу. Если это Ваша личная инициатива - пожалуй, Вы сослужили ему плохую службу. А что касается Проекта России, то после организации ими странички в фейсбуке и, извините, безобразных высказываний в обсуждении данной темы мое мнение о них изменилось и далеко не в лучшую сторону. Удачи

    ОтветитьУдалить
  56. Ребята ну о чем вы говорите, какие посещения?
    какие отличники?
    это разве мерило качества учебного процесса?
    Когда смотришь работу зарубежных крупных архитектурных фирм, видишь поиск, анализ, экспиримент. Они ищут идеи, ищут смыслы и проводят анализ.
    захватывает процесс работы и уровень мышления. насколько глобально и системно работают подобные компании.особенно Градостроительные.
    и разумеется это результат подготовки в высших учебных заведениях.
    ну что же происходит у нас? о современных тенденциях развития города, о состоянии экологии, экономики, демографии, о том как нужно подходить к анализу крупных системных вопросов мы-студенты узнаем лишь на лекциях приезжих архитекторов. Таких, как Хосе Асебильо или Рем Колхас.
    разве это нормально, когда 2 лекции крупных архитекторов приравниваются году обучения в Российском вузе?
    Меня лично не учат анализировать и искать идеи.
    нат никакой системности в подходе к поиску идей.

    Вуз интересуются только планами сделанными в соответствии со снипом и красивыми визуалками.

    я учусь на третьем курсе и наши задания похожи на задания первоклассников. и нет никакого творческого процесса. ты точно знаешь, что твой проект под началом среднего преподавателя будет стремиться быть похожим на 90процентов проектов.
    и не потому что я такая бездарная тупица, а потому что в тебе даже и не видят Человека, способного сделать что-либо интересное. некий конвеер. не чувствуется никакого азарта у самих преподавателей и любви к новому и к стедентам.
    Чему можно научиться у таких людей??????? а таких преподов 70процентов.
    чему можно научиться у людей, которые не следят, что происходит в мире и по каким правилам он сейчас развивается. я не вижу у своих преподавателей даже намека на то, что им интересен мир окружающий их.
    и студентов подобной организации так же 70 процентов. их мало что интересут.
    Люди будто в гипнотическом сне.

    ОтветитьУдалить
  57. А кстати в мархи раньше всегда практики приходили на диплом и набирали себе группу, а все предыдущие годы учили штатные преподы. Звезды тоже в институтах-то не преподают, либо лекции читают, любо проводят мастер-классы, а что касается уровня архитектуры - честно говоря, многие супермодные архитекторы архитектурного образования не имеют, тот же Андо или Корбюзье. Так что вощемто все зависит всегда в первую очередь от студента, чего он хочет. Ему дают много, базовое у нас нормальное, а все остальное - пожалуйста, лекции, интернет, сайты, мастер-классы, стажировки и прочее

    ОтветитьУдалить
  58. Интересно, что единственный человек, высказавшийся против этого поста и каких-либо действий и говорящий и переходе на личности - АНОНИМЕН.

    ОтветитьУдалить
  59. Нет проблем, меня зовут Анна и я давным-давно закончила МАрхИ и сейчас живу в Милане. Училась у Бархина с Некрасовым. Кстати, пост от 13.11.2011 2.46 - не мой, это явно кто-то помоложе. А все вышесказанное, увы, не субъективный, а вполне объективный взгляд на предмет)

    ОтветитьУдалить
  60. А в чем проблемы. Я подтверждаю кусок поста от 13.11.2011 2.46 "кафедра не любит такую архитектуру". Сам испытал на своей шкуре. В прошлом году мы сдавали один проект осенью- 80% процентов получили плохие отметки. О чем это говорит? Все бездари, или проблема в преподавателях? Между прочим, после того случая в деканат пошли жаловаться на того препода ("практика") родители этих самых студентов. Это самый яркий пример на моей памяти.

    ОтветитьУдалить
  61. Нет, я скорее про посты 12.11 19.34, 19.56, 22.50 и особенно 19.31! "Маленькие бюро, время уделяют только тусовкам.." Хочется спросить, А ВЫ ВООБЩЕ КТО, чтобы такие вещи о таких людях говорить?! Не руководитель ли крупнейшего ВсемирногоАрхитектурногоИСамогоЛучшегоБюро? Уж никак не меньше, видимо.

    Вы, Анна, тоже не во всем правы, но скорее, из-за неточного понимания ситуации. Никакой речи о "Звездах" не идет. Речь как раз, о тех самых людях, которые и пытаются научить студентов "поиску, анализу и эксперименту". А штатные преподаватели, в контексте данной статьи и комментариев к ней - всего лишь люди, пытающиеся тешить свои собственные амбиции. Причем не за счет повышения качества образования своих студентов, как следовало бы любому адекватному человеку, а попытками лишить современного и грамотного обучения чужих.

    ОтветитьУдалить
  62. Что-то тут вообще все в кучу мешается. Преподаватели, посещения, оценки, жалобы.

    ОтветитьУдалить
  63. Собственно, меня в основном смущает дискуссия, которая развернулась в интернете вокруг этой проблемы. Возможно, автор поста достойный человек. Возможно, люди из ПР, которые пишут на публичной страничке журнала об ученом совете МАрхИ "позор мракобесам" и "какие-то заводы и орбитальные станции" также желают только лучшего. Однако это все настолько понижает уровень дискуссии и дискредитирует МАрхИ, что просто стыдно. Вообще внутрикафедральные проблемы были всегда, как и проблема поколений, и озвучивать их вот так - просто ни в какие ворота.
    Анна

    ОтветитьУдалить
  64. Кстати, на странице ПР не нашла ничего упоминающего этот пост, можно ссылку?

    ОтветитьУдалить
  65. http://www.facebook.com/profile.php?id=100003050265115&sk=wall от 3 ноября 15.57
    Анна

    ОтветитьУдалить
  66. А почему не озвучивать? 21-й век в России - говорить понемногу о хорошем. Ну или ни о чём.

    Подковерные игры и конфликт поколений есть всегда - это да. Так и это круто - но круто тогда, когда во главу угла ставится цель - снабдить знаниями и умениями вполне конкретного молодого человека со взором горящим. Ну да, умениями и знаниями. Что ребят, студенты, многие могут вот так уверенно бахнуть - Да, получил я знания и умения и все дальше зависело от меня - а? Или архитекторы практикующие, главы мастерских - вас выпускники полностью устраивают?

    Давайте поговорим, помолчать-то успеем.

    А я, меж тем, выпью за общее здоровье.


    Дима Иванов

    ОтветитьУдалить
  67. Ну хорошо, вот ты - Дима Иванов. Но... кто ты?
    Мало ли, что я, скажем - Артём Черников - и что?.. не стало от этого яснее - нравятся ли мне корнишоны.

    ОтветитьУдалить
  68. Тём, зайди в фэйс, похоже взломали тебя.

    ОтветитьУдалить
  69. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  70. Сайт мастерской Александра Хрусталева
    http://axpyc.ru/ro-list.htm

    ОтветитьУдалить
  71. Мы в этом году защитили диплом на кафедре градо, отучившись до этого год в AA School of Architeсture в Лондоне.
    На пол пути до защиты мархишного диплома мы просто отказались от своих преподов и сделали все сами, с помощью от транспортницы и поддержки экологички! Наши преподы пытались запретить нам ДУМАТЬ и пробовать новые идеи. Они уперлись в свои идеи 1972 года, и дело дошло до повышенных тонов и нецензурных выражений.
    В итоге мы защитились на отлично, наш проект вызвал бурную дискуссию ГАКа, и мы очень расстроились, что смогли самостоятельно сделать такой интересный проект!
    Хочется учиться в институте, где ты уважаешь своих преподов, где ты понимаешь, что тебе до их уровня еще жить и пахать!!
    Досадно и больно видеть, как разваливается родной институт, но если ему не суждено возродиться, давайте строить новый центр мысли и практики! Многие студенты могли бы стать выдающимися архитекторами, были бы условия для развития!
    Довольно уже рисовать фасады! Пора научиться ДУМАТЬ.

    Если нужны активисты - aolgovskiy@gmail.com

    ОтветитьУдалить
  72. я присоединяюсь к предыдущему комментарию!
    Новый институт, новая программа обучения!

    ОтветитьУдалить
  73. Артем, скажите, пожалуйста, а где вы работаете и что вы проектировали? Михаил

    ОтветитьУдалить
  74. Вы пишете "Ведь Оскар Раульевич не вмешивается в дела мастерских и не следит, чтобы все студенты проектировали исключительно промышленные объекты, опираясь на безнадёжно устаревшую и даже несуществующую ныне их типологию". Я сам выпускник ПРОМа 1997 года, учился у Г.Н.Черкасова. Хочу отметить следующее - сейчас в промышленном проектировании в России есть много адаптированных к русским условиям зарубежных типологических схем (бетонные заводы, заводы по производству фасадных плит и прочих стройматериалов и т.д.), и при желании получить эти схемы в распоряжение кафедры несложно. Поэтому, как мне кажется, при желании зав. кафедрой вполне мог осовременить процесс обучения. Михаил

    ОтветитьУдалить
  75. И еще. Очень часто специалисты, задействованные в проекте (технологи, конструктора, инженеры) и зачастую сами заказчики считают, что они прекрасно могут обойтись без архитектора. С этим сталкиваются практически все архитекторы, и это касается не только промзданий. Поэтому зачем самим по доброй воле лишать себя такого обширного поля деятельности? Работы не так много, особенно сейчас и, наоборот, надо уметь доказывать, что без нас никак не обойтись. Михаил

    ОтветитьУдалить
  76. Готов полностью перепечатать вашу блестящую (и по форме, и по содержанию) статью, в качестве "guest-blogging" на русскоязычной версии сайта www.ArchiAlternative.ru

    Я видел Ваш коммент о том, что вы приветствуете перепосты, но всё ж хочу еще раз подтвердить. Разумеется Ваше авторство с ссылкой на оригинал будет гордо дано в самом начале статьи.

    С ув. Albert

    ОтветитьУдалить
  77. Спасибо, Albert. Печатайте на здоровье.

    ОтветитьУдалить
  78. Михаил, а каково процентное соотношение спроектированных вами за последние, скажем, десять лет промышленных объектов к объектам иного назначения?
    Спасибо.

    Да, а работаю я дома.

    ОтветитьУдалить
  79. 50 на 50. Причем построены в основном именно промышленные объекты и объекты транспортной инфраструктуры. Проектировал я практически все, в том числе делал и реновацию прома. Михаил

    ОтветитьУдалить
  80. И надо сказать, что в периоды кризиса именно эта область более-менее жива, так как там в большинстве случаев госзаказ и есть работа. Михаил

    ОтветитьУдалить
  81. Вам очень повезло.
    1. А как вы думаете, сколько архитекторов-промовцев реально должна выпускать кафедра каждый год, чтобы насытить рынок?
    2. Не считаете ли вы, что в России (Европе, Америке...) продолжается эпоха индустриализации? Или ожидается её новый виток?
    3. Были ли вы в Калужской области в этом (прошлом) году?

    ОтветитьУдалить
  82. 1. Возможно, мне повезло, однако все мои сокурсники вроде бы трудоустроены. Практически каждая мастерская периодически получает заказы на промздания. По моему опыту, связка архитекторов, окончивших ЖОЗ - ПРОМ очень удачна, у промовцев традиционно очень реалистичный подход к проектированию и они, скажем так, не чувствуют себя неуютно, делая завод или промбазу. Часто мастерские просто не берутся за такую работу именно потому что не чувствуют себя уверенно.
    2. Мне кажется, в свете нынешней госполитики строить пром будут.
    3. В Калужской области был три года назад.
    Михаил

    ОтветитьУдалить
  83. 3. Я спросил про Калугу, т.к. это регион, где сейчас строится очень много промпредприятий. Они там буквально на каждом холме. Вы действительно считаете, что для их проектирования нужен архитектор? Вопросы генплана я, конечно, обхожу стороной.
    2. А какой именно пром будут строить? Заводы-гиганты или что-то более камерное? Может быть универсальные павильоны (опять же, если обращаться к опыту той же Калуги)?
    3. Думаю, что любое бюро вольно отказываться от чего угодно, но вот мне интересно, отказалась бы Заха Хадид (хоть я ее и не очень жалую) от проектирования пром-объекта? Т.е. чувствовала бы она себя вполне уверенно для выполнения такой работы? Вопросы оплаты труда, конечно, опустим.

    ОтветитьУдалить
  84. 1.Конечно, можно обойтись без архитектора, я об этом писал выше. Но также можно обойтись без архитектора, делая и офисы. Кнайт-франк или любая аналитическая фирма все разжует, нарисует схему, а фирма-подрядчик сама нарисует фасад. Очень экономно. Но именно архитектор делает промышленное здание зданием - Мендельсон, Кан, Веснины, Голосов, Мельников делали это прекрасно.
    2. Трудно сказать, куда повернет наше правительство. После революции строили заводы и промышленные города с поселками, что будет сейчас - будет, наверное, яснее после выборов.
    3. Хадид, если вы помните, начинала с пожарного депо. Конечно, если есть возможность делать только престижные и знаковые объекты, так и поступают. Однако пока к этому придешь, приходится делать все. Михаил

    ОтветитьУдалить
  85. Спасибо вам. Опубликовано.
    http://archialternative.ru/
    (С сочными иллюстрациями и прямой ссылкой на Ваш оригинал.)

    ОтветитьУдалить
  86. Михаил,
    3. Ну, пождепо это не более промышленный объект, чем, скажем, больница или гостиница с подземной парковкой. Хотя и вопрос был не про это.
    2. А что есть сомнения насчет их результатов? И потом, я говорил не о нашем правительстве. Индустриализация не зависит от правительства. Она, как и любая другая составляющая развития человечества, неизбежно либо начинается, либо заканчивается. И есть непосредственная связь между эпохой и набором профессий этой эпохой востребованных. Вы же не будете спорить, что гончарное дело ныне потеряло свою былую значимость и превратилось в экзотику? Не думаете ли вы, что и с промышленной архитектурой может произойти (происходит!) что-то похожее?
    1. Мельников действительно делал это прекрасно. Но это было в иное время (см. гончарное ремесло). В моём родном Осташкове до сих пор живёт один мастер, который делает повозки для лошадей. Недорого. Но сложно себе представить, что этим же самым начнёт вдруг заниматься фирма Volvo. Т.е. специалисты -- инженеры, дизайнеры, архитекторы, наконец...

    ОтветитьУдалить
  87. Вы знаете, времена существенно не меняются. Технология заводов меняется, но не принципиально, объемы остаются практически неизменными по сравнению с 20-30-ми годами. В таком случае вопрос - а зачем же тогда вообще нужен архитектор? Для меня промышленный объект ничуть не хуже любого другого, его можно сделать отлично, поэтому я и вспомнил Кана с Мендельсоном, если для вас Мельников мелковат. Михаил

    ОтветитьУдалить
  88. Или вот, например, Тобиа Скарпа сделал прекрасные корпуса для Бенеттона в Тревизо, если не ошибаюсь. Производство вряд ли ликвидируется пока, разве что мы все уйдем жить в пещеры. Возможно, станет более экологичным. Михаил

    ОтветитьУдалить
  89. На мой взгляд, было бы, возможно, идеальным, объединение факультетов в один - "Архитектура" - с изменением программы и вводом в нее определенного количества промышленных объектов. Это, как мне кажется, был бы оптимальный вариант в существующих условиях. Михаил

    ОтветитьУдалить
  90. На сем позвольте откланяться, спасибо за беседу. Михаил

    ОтветитьУдалить
  91. "в таком случае вопрос - а зачем же тогда вообще нужен архитектор?" - это как раз тот самый вопрос, ответ на который меняется из десятилетия в десятилетие. И уж тем более из века в век.
    "Для меня промышленный объект ничуть не хуже любого другого" - для меня тоже. Но для меня он ничуть и не лучше. Об этом и речь.
    "На мой взгляд, было бы, возможно, идеальным, объединение факультетов в один - "Архитектура" - с изменением программы и вводом в нее определенного количества промышленных объектов" - да это было бы прекрасно.
    Михаил, спасибо и вам.

    ОтветитьУдалить
  92. Добрый вечер! я - никто, и буду никем еще как минимум лет 10, но даже со своего плинтуса я вижу огромную "кучу", она растет и пахнет. Растет по всем фронтам, и давайте уже не будем искать тех кто виноват, так как виноваты все. Только вот что делать с этой "кучей"?
    - Ну можно построить новую песочницу и гадить там. («Очень много боли и слов. Мы искренне вам сочувствуем и желаем не терять надежды и веры в дело. Чтобы не мусолить и не быть голословными, предлагаем открыть новый институт: Moscow School of Architecture & Design. Для него все есть: программа и преподаватели есть, студенты найдутся, место тоже можно найти – Флаконы, Артплеи или даже Политех» - Анастасия Вишневская-Грищенко)
    - Можно сидеть в этой "куче" и разводить руками, мол это не мы, да и вообще, Они, там на верху, лучше знают.
    - Можно взять в руки лопаты и перекидать ее в другую песочницу... Не, а что, мы жили и другие пусть поживут...
    - Наконец можно придумать как на такой богатой перегноем почве вырастить действительно нечто поразительное.
    И тут каждый выберет путь по себе, либо вообще придумает что-то свое, скажет что но новатор и удалиться.

    [сейчас будут лично мои мысли, и может быть кто-нибудь с ними согласиться]

    Для себя я бы выбрал "- Наконец можно придумать как на такой богатой перегноем почве вырастить действительно нечто поразительное".

    Я бесконечно уважаю Оскара Раульевича Мамлеева, все что он сделал для кафедры действительно поражает!
    Но разве мы можем знать, что будет при Хрусталеве? Разве то что будет "плохо" это уже всем известная истина, как предстоящие выборы?
    И потом в чем заключается проблема?
    Оскар Раульевич ушел, у нас отберут игрушку, поэтому мы свалим, в этом?
    Или же проблема в экспериментальности групп? Почему нельзя экспериментировать в рамках конкретного понятного всем задания?

    Как говорил мой дед: "Терпение и труд все перетрут.", но думается мне наши звезды довольно прихотливы, уже не так молоды, да и слишком многого уже добились, чтобы копаться в этой "куче", оно и понятно.

    Но анализировать и искать какие-то инновационные методы можно и в старых заводах... Или это уже не интересно? Ведь в Европе все по-другому.
    Во времена ВХУТЕМАСа мы вообще не равнялись на Европу, строили архитектуру практически с нуля, и что в итоге? Это единственный, довольно короткий по меркам истории мировой архитектуры, отрезок времени, когда Россия была законодателем в архитектуре!!
    А ведь в ВХУТЕМАСе не было ни каких-то технологий, оборудованных помещений, там даже отопления не было...

    P.S.
    Господин Черников, разрешите поинтересоваться, а что по поводу вашего поста думает сам Оскар Раульевич?

    С уважением, Дмитрий.

    ОтветитьУдалить
  93. Добрый вечер! я - никто, и буду никем еще как минимум лет 10, но даже со своего плинтуса я вижу огромную "кучу", она растет и пахнет. Растет по всем фронтам, и давайте уже не будем искать тех кто виноват, так как виноваты все. Только вот что делать с этой "кучей"?
    - Ну можно построить новую песочницу и гадить там. («Очень много боли и слов. Мы искренне вам сочувствуем и желаем не терять надежды и веры в дело. Чтобы не мусолить и не быть голословными, предлагаем открыть новый институт: Moscow School of Architecture & Design. Для него все есть: программа и преподаватели есть, студенты найдутся, место тоже можно найти – Флаконы, Артплеи или даже Политех» - Анастасия Вишневская-Грищенко)
    - Можно сидеть в этой "куче" и разводить руками, мол это не мы, да и вообще, Они, там на верху, лучше знают.
    - Можно взять в руки лопаты и перекидать ее в другую песочницу... Не, а что, мы жили и другие пусть поживут...
    - Наконец можно придумать как на такой богатой перегноем почве вырастить действительно нечто поразительное.
    И тут каждый выберет путь по себе, либо вообще придумает что-то свое, скажет что но новатор и удалиться.

    [сейчас будут лично мои мысли, и может быть кто-нибудь с ними согласиться]

    Для себя я бы выбрал "- Наконец можно придумать как на такой богатой перегноем почве вырастить действительно нечто поразительное".

    Я бесконечно уважаю Оскара Раульевича Мамлеева, все что он сделал для кафедры действительно поражает!
    Но разве мы можем знать, что будет при Хрусталеве? Разве то что будет "плохо" это уже всем известная истина, как предстоящие выборы?
    И потом в чем заключается проблема?
    Оскар Раульевич ушел, у нас отберут игрушку, поэтому мы свалим, в этом?
    Или же проблема в экспериментальности групп? Почему нельзя экспериментировать в рамках конкретного понятного всем задания?

    Как говорил мой дед: "Терпение и труд все перетрут.", но думается мне наши звезды довольно прихотливы, уже не так молоды, да и слишком многого уже добились, чтобы копаться в этой "куче", оно и понятно.

    Но анализировать и искать какие-то инновационные методы можно и в старых заводах... Или это уже не интересно? Ведь в Европе все по-другому.
    Во времена ВХУТЕМАСа мы вообще не равнялись на Европу, строили архитектуру практически с нуля, и что в итоге? Это единственный, довольно короткий по меркам истории мировой архитектуры, отрезок времени, когда Россия была законодателем в архитектуре!!
    А ведь в ВХУТЕМАСе не было ни каких-то технологий, оборудованных помещений, там даже отопления не было...

    P.S.
    Господин Черников, если разрешите личный вопрос, а что по поводу вашего поста думает сам Оскар Раульевич?

    ОтветитьУдалить
  94. Раз уж вопрос личный, то кто спрашивает?
    Ну, и встречный вопрос: что по поводу вашего (кем бы вы ни были) комментария думает президент республики Чувашия Михаил Васильевич Игнатьев?

    ОтветитьУдалить
  95. Ой, простите, я, конечно, лучше спрошу у него. Ещё раз простите.

    ОтветитьУдалить
  96. Мой комментарий никаким обзором не касается президента республики Чувашия...
    И прошу меня простить, это не личный вопрос, так как вашу личную жизнь он затрагивает разве что косвенно, но естественно на него можно не отвечать.

    ОтветитьУдалить
  97. И еще, я хотел бы поблагодарить вас, за то что вы своеобразно, но все же попытались осветить эту проблему, так как 90% людей в МАРХИ понятия не имеют, что внутри института происходит, а ведь это не правильно, и так быть не должно.
    Спасибо Вам большое!

    P.S.
    В ясности и прозрачности внутренней не говоря уже о внешней политике института, я вижу очень большую проблему, решение которой могло бы пресекать такие ситуации еще в их зародыше.

    ОтветитьУдалить
  98. Тут вот упомянули Заху Хадид. Достаточно зайти на сайты Хадид, Майера, Мейна, Фостера, Нувеля чтобы понять, что это в первую очередь адские трудоголики. Хадид пашет как лошадь, даже скорее как слон. Арабский. И для выживания бюро будешь делать все что угодно, даже телефонные будки в сложные времена. Звездами-то не рождаются, это гигантский труд, и, по-моему именно поэтому их работы качественно отличаются от наших, а не потому что их в институте старались сделать звездами. Каждый сам кузнец своего счастья, скажем так, и не в упрек нашим, сделать несколько небольших объектов и потом считать себя звездой - маловато.

    ОтветитьУдалить
  99. В конце концов всегда можно открыть школу при своей мастерской и делать там со студентами все что угодно, нормальная практика, а мархи сложный организм и очень многоплановый, чтобы вот так вот рубить сплеча

    ОтветитьУдалить
  100. Ну начнем с того, что Хадид сама уже давно ничего не делает, и я теряюсь в догадках, с какого проекта что-то делать перестала, она директор компании, принимает решения, это похоже на пирамиду а арифлейн или эйвон, таже история с Кулхосом.

    ОтветитьУдалить
  101. А как вы думаете, чего это стоит? Начинают все поодиночке или вдвоем-втроем. И чтобы не разориться и удержаться на плаву приходится лет тридцать как минимум вкалывать. К пятидесяти-шестидесяти можно передохнуть и начать разъезжать по университетам и конечно, делегировать полномочия, это нормально. Но нагрузка в любом случае огромная и особенно никто в тебе, кроме тебя самого, не заинтересован

    ОтветитьУдалить
  102. В принципе, все подобные архитекторы - в первую очередь фанатики профессии. Это очень хорошо видно на лекциях, очень сильные и просто наэлектризованные. Кулхас тоже, и хотя относиться можно по-разному к их работам - объем огромный

    ОтветитьУдалить
  103. Это я к тому, что они как я считаю сделали себя в первую очередь сами

    ОтветитьУдалить
  104. Некоторый Фанатизм - свойственен всем профессионалам. Я бы даже сказал, что это отличительная черта людей, который нашли своё призвание в жизни. В каком-то смысле я об этом и говорил (писал). Беда в том, что у власти стоят фанатики, но фанатики не своего дела, а фанатики самой власти. МАрхИ - не исключение.

    ОтветитьУдалить
  105. Мне кажется, что все государственные институты немного консервативны. Так или иначе, с этим приходится сталкиваться всю жизнь. Мархи еще, несмотря на неизбежный консерватизм, по-прежнему самое приятное место из всех московских инстанций и, кстати, именно поэтому туда все и тянутся. Сам скучаю очень, но на преподавание ни сил ни времени

    ОтветитьУдалить
  106. Всё это очень грустно. Еще более грустно, что все архитектурные вузы и факультеты страны берут за идеальный образец МАрхИ. Копируя его, естественно с огрехами со знаком минус. Без развития альтернативного разумного вектора преподавания в Московском Архитектурном (который со временем, я уверен, стал бы основным)провинциальные вузы также сгниют. Со всеми вытекающими отрицательными последствиями, которые крайне нейтрально отразятся на общем уровне архитектуры и культуры всей страны. Идею альтернативного МАрхИ высшего образованию поддерживаю.

    А.У.

    ОтветитьУдалить
  107. Завистливая приживалка решила попиариться на чужем горе.... и поработать на добровольных началах в прокуратуре

    ОтветитьУдалить
  108. 109 комментов!!!!Артем, вас еще на телевидение не пригласили??Просто у меня сложилось такое впечатление, что вся страна занялась этим вопросом))))
    Полина

    ОтветитьУдалить
  109. Посмотрел сайт товарища Хрусталёва. Гавно.
    Вообще было бы здорово устроить собрание, на котором те студенты у которых яйца покрепче - высказали своё мнение старикам.

    ОтветитьУдалить
  110. Не могу перепостить.. :(
    Это Все просто отвратно!!!!!!!!! Интересно, как события повлияют на защиту у ПРОМа этим летом? Очень страшно...

    Я хочу бороться. Давайте что-то делать. ВЕРНЕМ МАМЛЕЕВА!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  111. "Посмотрел сайт товарища Хрусталёва. Гавно.
    Вообще было бы здорово устроить собрание, на котором те студенты у которых яйца покрепче - высказали своё мнение старикам."
    Большинство недовольных студентов предпочитают перевестись к другому преподавателю / на др. кафедру / в иностранный ВУЗ или по-просту "перетерпеть" период обучения.
    В группе Хрусталева осталось 7 человек (из прошедших по рейтингу (?!!?!?!) 12), некоторые из них еще пытаются как-то куда-то переводиться.
    Самое прискорбное - это всяческое нежелание самого Хрусталева двигаться вперед, все попытки рассказать ему о современной архитектуре приводят лишь к высмеиванию таких авторов как Герцог и де Мерон, САНАА, Джона Поуссона, Рема Колхаса, Цумтора и пр.
    На первых двух курсах мой преподаватель с удивлением открыл для себя Тадао Андо, а его жена - Мис ван дер Рое... Позор конечно, но они хотя бы попытались...
    Студент МАрхИ четвертого курса.

    ОтветитьУдалить
  112. http://archvestnik.ru/ru/magazine/749. Тут вот материалы круглого стола с участием О.Мамлеева и Г.Хенна, зав.кафедрой промышленной архитектуры в Дрездене, где Мамлеев вполне трезво говорит о перспективах развития прома. В связи с этим непонятно, почему кафедра под его управлением решила поменять курс. Скорее всего, причина этих разборок не в промышленной архитектуре и не в архитектуре вообще.

    ОтветитьУдалить
  113. Сайт г-на Хрусталева доставляет. Будущее в "надежных" руках.
    Согласен со всем написанным в статье. Учась у Айхнера, а потом у Боковой испытал все препоны администрации и "стариков" на своей шкуре. Но когда заканчивал институт, сложилось впечатление, что лед тронулся, что новые системы образования наконец пробили себе путь. Системы, направленные в первую очередь на соединение глубокого анализа и нестандартного индивидуального подхода к проектированию.
    Жаль что подобные начинания могут быть снова пресечены.
    Сергей Глубокин

    ОтветитьУдалить
  114. Давно пока уже построить свой МАРХИ!

    ОтветитьУдалить
  115. В МАРХИ ничего не меняется. Когда мы учились (1970-1977), популярностью у студентов пользовался факультет ГРАДО. Там дул свежий ветер. У преподов-"академиков" - гвардейцев ЖОСа, хранителей рутины, факультет ГРАДО был красной тряпкой. Шла такая же грязная возня ... http://timofeyich.ru/content/contact/marhi/uchyoba.php

    ОтветитьУдалить
  116. Так держать.
    http://www.youtube.com/watch?v=wcyQrCLDwp8

    Лиза.

    ОтветитьУдалить
  117. Я закончила МАрхИ В 2011 году. Кафедра Жос. Пахала на диплом как и все студенты в ненормальных пропорциях. У меня на защите не сидело ни одного реального архитектора, который мог предложить мне работу. Вопрос: где они??? Где все действующие архитекторы были во время защиты ВСЕХ жосовских дипломов? Возможно, если бы господин Ауров проявил столько же усердия и настойчивости, приглашая на защиты действующих архитекторов, имеющих возможность предложить талантливым людям работу, сколько он проявлял при требовании сдать пояснительную записку к диплому исключительно в ТВЕРДОЙ обложке, я бы сейчас не сидела без работы.

    Крик души. Элина С.

    Крик души. Элина.

    ОтветитьУдалить
  118. В топку старперов!!! Шубенкова с дьяконовой (ее фамилия не достойна написания с большой буквы) в первую очередь!!! мархи реально загнивает, начал работать и понял, что полученные знания устарели и не применимы к реальной практике(((

    Фил

    ОтветитьУдалить
  119. Тут удаляются коменты, тех кто высказывается против Мамлеева.

    ОтветитьУдалить
  120. Если бы вы дали себе труд действительно прочитать комментарии, то не стали бы это утверждать. Проверьте. Это первое.
    Я удалил комментарии, не имевшие отношения к заявленной проблеме и носившие грубый и оскорбительный характер. Это первое.
    И еще. В моем блоге не практикуется демократия. Здесь царит благосклонная монархия. Пользуясь всеми достоинствами этого режима, я буду и впредь удалять то, что мне не нравится. Это первое.

    ОтветитьУдалить
  121. даешь Архитектурный коллектив Артема Черникова.
    (можно удалять, ибо я географ, а стало быть архи дилетант), но про АКАЧ все же подумайте, подумайте. музыкально звучит, а это трудно сбросить со счетов.

    ОтветитьУдалить
  122. У нас уже есть коллектив Петра Налича. )))
    Хочется выразить надежду, что Артём Черников останется на кафедре и продолжить работать с новым руководством Хрусталёвым. Если он станет заведующим. Потому что он много делает для кафедры и нужен любому руководству.

    ОтветитьУдалить
  123. Сказать по правде, пока читал был уверен, что это сочинение студента младших курсов. Рассуждения о кризисе на этом фоне выглядят особенно комично.

    ОтветитьУдалить
  124. А что ж комичного, с автором пытаются вести диалог как с серьезным человеком, закончившим институт, преподавателем кафедры, вроде как практикующим архитектором. Хотя после того, что я увидел в инете, что на защитах кафедры присутствует карикатурист Бильжо, я уже ничему не удивляюсь

    ОтветитьУдалить
  125. Глубокоуважаемый Артём Витальевич,

    ____ Вам пишет преподаватель МАРХИ Фирсов Аркадий Иванович. Вашего почтового адреса я не нашёл. Поэтому пишу в Гостевую. После прочтения, прошу текст удалить.
    _____ Из Вашего блога я узнал о драматических событиях, потрясших ПРОМ. К сожалению, большинство сотрудников об этом ничего не знает. ____ Предлагаю Вам кратко изложить информацию, чтобы можно было поместить текст на Cайт Клуба «МАРХИСТ» (это – поисковая фраза)
    ___ С пожеланиями всего наилучшего,
    ________________________________ А.ФИРСОВ

    ОтветитьУдалить
  126. http://bigpicture.ru/?p=124512 промовцам на заметку - заброшенные промздания Восточной Германии, интересно и весьма познавательно)

    ОтветитьУдалить
  127. Артем, а как Вам работается/работалось с Е.И.Нестеренко?

    ОтветитьУдалить
  128. А как он вам как архитектор? с профессиональной точки зрения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я внимательно изучил его проекты, которые он делал будучи гл. архитектором г.Чебоксары и др., и имел возможность оценить его профессионализм. Другое дело, что Евгений Иванович учился и работал в советское время, когда строился т.н. Новый Мир на руинах Мира Старого и ему в полной мере незнаком принцип работы в строгом историческом контексте, который сегодня (наконец-то!) является одним из самых важных (для меня, например) в арх. проектировании. Также он, в силу того, что уже давно является дедушкой, т.е. человеком достигшим возраста, когда нужно путешествовать по Европе и наслаждаться пенсией, не может (а я на в этом возрасте и не хотел бы) менять и дополнять свои знания с той скоростью, с которой это требует архитектурная жизнь.

      Удалить
  129. Он многому меня научил, если что. Очень многому.

    ОтветитьУдалить